Рисунки из прошлого

OFF

Возрождение фрески

Весна вокруг, весна везде –
В природе, в творчестве, в душе.
Из зерен рвется к небу колос.
Из почек лист зелен и молод
Готовый выпорхнуть уже.
И каждый смертный ищет пару,
Чтоб возродиться в новом вновь.
И в это время правит миром
Надежда, Вера и Любовь

Весна ….. От долгого сна пробуждается и оживает природа. Под ласковыми солнечными лучами тает снег. Слух наполняется мелодичным журчанием ручьев и звоном падающей капели. Лесные проталины укрыты бело-голубым ковром из первых весенних цветов – подснежников. Голоса певчих птиц становятся настойчивее и жизнеутверждающе. Каждый может нарисовать в воображении свою собственную картину весны, но бесспорно, у всех нас весна ассоциируется с началом новой жизни, с периодом обновления и возрождения. Этот цикл присущ не только природе, он прослеживается везде – и в жизни человека, и в творчестве, и в становлении и развитии цивилизаций и государств. Он присущ и различным культурным эпохам.

В данной статье речь пойдет о древнем искусстве фрески, которое в настоящий момент переживает свой «весенний» период – период обновленя.

А все начиналось с наскальных рисунков. Первобытные художники пробовали свои силы в изобразительном искусстве, используя только острый камень, свое воображение и желание творить. И надо сказать, у них это отлично получалось. Сцены охоты, изображения животных, человеческие фигурки, иногда стилизованные, но вполне узнаваемые, высеченные на потолках и стенах древних пещер, сохранились до наших дней. Можно только преклоняться перед колоссальным трудолюбием и терпением первобытных художников, создававших свои творения в темноте пещер, либо в свете факелов, с постоянной и навязчивой мыслью о выживании. Эти рисунки являются не только нашим культурным наследием, но и своеобразным памятником неизвестным художникам. Окутанные многовековой тайной, они притягивают и будоражат наше воображение.

Позже, чтобы сделать рисунки более яркими и красочными, человек стал использовать красящие вещества, такие как уголь и охра. Цвет угля всем известен, а вот природная охра имеет всевозможные оттенки красного, желтого и оранжевого цветов. В Испании найдены пещеры, возраст которых датируется от 20 до 40 тыс. лет. Стены этих пещер расписаны углем и яркой красной охрой.

Но чтобы рисунок заиграл всеми цветами радуги, чтобы он стал похож на реальный объект, изображаемый художником, необходимы были краски. И снова человек обратился к природе. Первые краски были изготовлены на основе природных материалов. Красящее вещество извлекалось из всего – из минералов, растений, животных и даже насекомых. Например, письменные упоминания о красной краске – сурик находятся в летописях, которым более трех тысяч лет. Древние римляне умели изготавливать отличную синюю краску, которую называли смальтой. Упоминания о белилах мы находим в книге «Естественная история» римского историка Плиния Старшего, жившего в период с 23 по 79 годы н.э. В качестве зеленой краски использовали мелко истертый малахит, а самой древней зеленой краской на Руси была «празелень».

И только в последствие, в связи с быстрым развитием химии, как науки, люди научились изготавливать более сложные по составу и поэтому более качественные краски.

Одним из видов древней настенной живописи является фреска. Слово фреска итальянского происхождения «fresco» – сырой или свежий. Фрески выполнялись водными красками по сырой штукатурке. Стену покрывали тонким слоем известкового раствора и сверху наносили краски. Чтобы работать в технике «фрески», художник должен был обладать большим мастерством, проводя очень точные и аккуратные линии. Быстро застывающий раствор, прочно закреплял краски, не давая художнику права на ошибку. Фрески очень капризны и четко реагируют на изменения окружающей среды, поэтому лучше сохраняются в теплом и сухом климате.

Особый интерес представляет настенная живопись Минойской цивилизации, существовавшей на острове Крит в 2600—1450 гг. до н. э. Именно фрески явились своеобразной летописью этой цивилизации. При археологических раскопках Кносского дворца были найдены фрагменты хорошо сохранившихся фресок, которые когда-то украшали стены коридоров и внутренних помещений здания. С помощью этих настенных рисунков ученым удалось получить удивительную информацию об укладе жизни когда-то живших здесь людей – увидеть их внешность, узнать в какие одежды они одевались, из какой посуды ели, в какие игры играли и каким богам молились.

Фрескам Минойской цивилизации присущ высокий динамизм в движении людей и животных и высокое цветовое решение. Рисунки настолько «живые», что создается впечатление, что действие происходит наяву, и вы являетесь участником данного события. Всемирно известная фреска «Игры с быками» является как бы визитной карточной Минойской цивилизации. В центре композиции – огромное, мощное животное, стремительно несущееся вперед. И, кажется, нет такой силы, которая смогла бы остановить его. Вверху, нарисована фигурка человека, выполняющая акробатические трюки, между рогами быка. Зрелище завораживающее и пугающее. Необходимо быть стойким и отважным, а может даже отчаянным, чтобы участвовать в такой «смертельной» игре. Смысл этой «игры» до сих пор не совсем ясен современным ученым.

На многих фресках изображены сцены из реальной жизни людей и окружающий их мир, который был для них родным домом. Это торжественные процессии и церемонии, ритуальные танцы и спортивные состязания, морские животные, средиземноморские растения и удивительные птицы. Есть фрески с изображениями обитателей дворца – мужчин и женщин. Художники очень детально передали их внешность. Мужчины высокие и стройные, спортивного телосложения, с широкими плечами и тонкой талией, черноволосые и загорелые. Из одежды – только набедренные повязки. Женщины в пышных юбках с большим количеством оборок. На руках и шеях заметны золотые украшения. Белый цвет и буйство красок передают атмосферу того времени – много света, много солнца и торжество радости жизни.

Археологические раскопки подтверждают, что настенная живопись существовала и в Древней Греции и в Древнем Риме и в Византии.

А сейчас, перенесемся в другую эпоху и другую культуру – в средневековую Италию 14-16 веков. Минули мрачные времена средневековой инквизиции, когда всякое инакомыслие сжигалось на кострах. В культуре и искусстве снова появился интерес к человеку и его деятельности. Возрождался интерес к античной культуре. Начиналась эпоха Возрождения.

В основе тематики фресок периода Возрождения лежала философско-религиозная сюжетная линия – лики святых, библейские сцены и персонажи. Плеяда талантливых художников – мастеров и подмастерьев – были привлечены к росписям церквей, соборов и храмов. По мнению специалистов, эта эпоха подарила миру самые красивые фрески . Это время, когда жили и творили великие итальянские художники – Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти – крупнейшие представители искусства Высокого Возрождения.

Шедевром мирового искусства является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело. Сикстинская капелла представляет собой, своего рода, церковь-крепость. в которой проводились выборы пап. Это огромнейшее здание со сводчатым потолком (плафоном). За четыре года Микеланджело собственноручно выполнил роспись этого громадного плафона (600 кв.м ) на котором изобразил сорок библейских сюжетов о сотворении мира и первых людях на земле. Фрески: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, «Сотворение Евы» “Грехопадение и Изгнание из Рая», «Потоп» , «Страшный суд» и другие.

Техника письма по сырому известковому грунту широко использовалась и в Древней Руси. Она появилась из Византии вместе с христианством в 10 веке. Так как русская школа живописи находилась тогда еще в стадии становления, то для выполнения росписей часто приглашали византийских мастеров. Русские художники работали под наблюдением греков, перенимая их технику письма, приемы и навыки. В последующие годы и века русские мастера очень преуспели в настенной живописи, оставив после себя многочисленные творения этого искусства. Большинство русских городов центральной части России богаты великолепными памятниками архитектуры – кремлями, монастырями, церквями, соборами, стены и своды которых украшены удивительными и неповторимыми по красоте фресками известных и неизвестных русских художников.

В течение времени понятие «фреска» претерпело изменение, и сейчас фресками называют любую настенную живопись.

Фреска опять в моде. Современные фрески органично создают и дополняют интерьеры ресторанов, салонов красоты, ночных клубов, бутиков, офисных помещений, роскошных квартир и шикарных загородных домов, создавая непередаваемую атмосферу. Не выходя из дома, можно наслаждаться обедом в прекрасном саду, среди цветущих деревьев сакуры или яблони, которые изображены на стенах столовой. Сидя на диване, можно всматриваться в голубую даль залива, выполненную красками, на противоположной стене гостиной и рассматривать небольшие суденышки, застывшие на водной глади гавани. Любые Ваши фантазии художник может отобразить в рисунке.

Творческое начало в человеке заложено самой природой. Проходят годы и тысячелетия, рождаются и умирают цивилизации, одно поколение людей сменяется другим, но дух творчества по-прежнему живет в людской природе, как «вечный двигатель» бытия, вдохновляя на новые открытия, свершения и творения. Новые художники, перенимая знания и опыт предыдущих поколений, совершенствуя свое мастерство, используя новые технологии и материалы, создают новые фрески, новый культурный пласт наших дней, чтобы в будущем он стал частью всемирной истории культуры. Искусство – вечно!

Категория: Журнал "Status"

Comments are currently closed.