Узоры на серебряном блюде

OFF

 

Сейчас можно только гадать, почему серебро назвали серебром. Человек давал названия новым предметам и явлениям благодаря своей наблюдательности, своему пытливому уму, своему воображению. Возможно, цвет найденного самородка неизвестного металла, напомнил ему сияние диска Луны во время полнолуния или мерцание лунной дорожки на поверхности воды, и он решил назвать его «сияющим». По одной из версий, название происходит от санскритского слова “аргента”, что значит “светлый”

Серебро известно человечеству давно, так как оно встречалось в природе не только в виде соединений, но так же в виде больших самородков и было доступно для обработки. Уже в Древнем Египте чеканили серебряные монеты и делали украшения из серебра.
Этот белый металл фигурирует в мифологии многих древних культур. В Вавилоне и Ассирии серебро считалось священным и символизировало Луну. Инки называли его «слёзы Луны» и придавали серебру больше культовое значение. Основанная на древних мифах, средневековая алхимия и астрология также связывала Луну с серебром, обозначая серебро знаком Луны и называя его «Душой философского камня». По их понятиям, серебро символизировало знание, целомудрие, духовные добродетели и являлось символом чистоты и стойкости человеческого духа.

Считалось, что помимо своей долговечности и завораживающего блеска, серебро обладает еще и полезным дезинфицирующим свойством. В исторических летописях описано много случаев использования серебра для очищения воды. В древние времена в серебряных сосудах хранили воду во время длительных военных походов. В средневековье при освящении воды в колодцах бросали в него серебряные монеты или опускали серебряный крест. Это свойство серебра используется в народе и сейчас.

В средние века большую роль в распространении серебряных изделий с запада на восток сыграл Великий шёлковый путь. Торговля серебром велась с большим размахом. Торговые караваны везли всевозможные серебряные украшения, культовые предметы, оружие, различные аксессуары и домашнюю утварь. Блюда, подносы, амфоры, чаши, кувшины были выполнены очень искусно и поражали мастерством чеканки и удивительными рисунками.

Благодаря своему блеску, прочности и полезным свойствам серебро всегда использовалось для изготовления посуды. В небольших мастерских по художественной обработке металла трудились мастера – чеканщики, превращая серебряные блюда и подносы в произведения искусства, на века создавая культурное наследие человечества. Изображения на серебряных предметах были отражением окружающей действительности, мифологических, религиозных и культурных ценностей того времени. По рисункам можно определить, к какой эпохе, и какой культуре принадлежал мастер, выполнивший этот рисунок.

В греко-скифской культуре в изображениях на серебряной посуде слились воедино скифские сюжеты и греческие орнаментальные мотивы, причем большое внимание уделялось точному выполнению мелких деталей рисунка. Мастера, делавшие на заказ посуду, брали сюжеты из реальной жизни скифов и скифского эпоса. Шедевром той эпохи считается серебряная ваза, извлеченная археологами из могильного кургана, на которой мастер изобразил представителей скифской военной знати. Художник достоверно передал внешний облик людей – лица, волосы, бороды – оружие и одежду.

Художественной обработкой серебра долгое время славилась Средняя Азия. В декоре литых серебряных блюд здесь соединились элементы христианских, зороастрийских, буддийских и светских мотивов. Кувшины в виде животных и большие чаши на поддоне были излюбленным видом серебряных изделий.

Так же пользовалось мировой славой Персидское серебро. На серебряных предметах изображались всевозможные растения и животные, сцены повседневной жизни и царской охоты, религиозные и мифологические сюжеты. Например, серебряное блюдо с изображением богини на пантере в центре, окруженной орнаментом замысловатых фигурок, или серебряная тарелка с изображением дракона, или серебряный кувшин с крылатым верблюдом.

Бурятские мастера по белому металлу использовали в чеканке буддийскую символику. Орнаменты состояли из переплетающихся кругов и ромбов, олицетворяющих два начала мироздания – мужское и женское.

Культура народов мира настолько многогранна, что в небольшом повествовании невозможно описать даже малой толики того многообразия предметов быта и шедевров искусства, выполненных из серебра, которые были созданы людьми за многовековую историю человечества.

Сегодня, мы хотим привлечь ваше внимание и рассказать о местных традициях работы с белым металлом и о тех мастерах, чьи руки создают удивительные по своей красоте и самобытности серебряные изделия.

Благодаря финикийцам, которые открыли месторождения серебряных руд на Кипре,в этих местах зародились традиции обработки серебра и изготовления серебряных изделий, которые сохранились и в наши дни. Центром этого ремесла ранее была Никосия, передав затем эстафету городу Лефкара. В небольших мастерских искусные мастера: ювелиры и чеканщики – занимаются изготовлением различных изделий из серебра – икон, посуды, ваз, подсвечников и всевозможных ювелирных изделий.

Категория: Журнал "Status"

Comments are currently closed.